Соборная Сторона
[ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ] [РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА] [ПОПЕЧИТЕЛИ] [СХЕМЫ СТ. РУССЫ] [БЛОКНОТ ГЛ. РЕДАКТОРА] [ССЫЛКИ]
[СТАТЬИ И ОЧЕРКИ] [МОЛИТВА ЗА СВЯТУЮ РУСЬ] [СТАРОРУССКИЙ КРАЙ] [ФОТООБЪЕКТИВ] [СПРАВОЧНОЕ БЮРО] [КОНФЕРЕНЦИИ]

ГОРОД ДОСТОЕВСКОГО

(публикации, посвященные жизни и творчеству Ф.М.Достоевского в Старой Руссе, заметки об истории создания Дома-музея Ф.М.Достоевского, старых и новых разделах его экспозиции, материалы экскурсий по Старой Руссе, посвященных великому писателю, публикации специалистов о биографии и литературном наследии Ф.М.Достоевского)

СОЛНЦЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Имя Федора Михайловича Достоевского известно каждому образованному человеку, который верит в силу и возможности человеческого слова. Достоевский, безусловно, был одним из величайших мастеров слова за всю мировую историю литературы. Никто не умел так раскрыть душу человека в слове, используя все приемы художественного изображения. Говоря о таланте Достоевского, нужно отметить, что это был русский и воистину народный талант. Для меня имя Достоевского тесно связано с другим русским именем, именем Александра Сергеевича Пушкина, их объединяет тайна, в которой кроется смысл жизни. Повсюду у них “слышится вера в русский характер, в его духовную мощь, а коль вера, стало быть, и надежда, великая надежда на русского человека”.

Когда-то горячий и пылкий Белинский негодовал из-за того, что в России осторожно относятся к признанию талантов у писателей. Гениальность писателя Достоевского общепризнанна. Для меня Федор Михайлович – гений от рождения, сумевший за свою жизнь наградить общество знанием о своей собственной душе. Достоевский – гений и потому, что после конца его земной жизни каждый, соприкасающийся с его творчеством, узнает многое о самом себе. Я увидел у него столько о себе, сколько не встречал ни у одного из писателей. Наиболее важными для меня являются пять его романов, так называемое “великое пятикнижие” – самое яркое созвездие в грандиозной по-космически художественной системе Достоевского, все пять звезд которого так гармонично связаны между собой, что невозможно практически увидеть все особенности одной из них, не посмотрев на все остальные.

Для меня, верующего человека, Достоевский близок и своим отношением к христианству. Мне кажется, Федор Михайлович видел смысл христианства вчеловеколюбви”: любовь к человеку и человечеству рассматривалась им как единственная верная и возможная дорога к Христу. Можно сказать, что Достоевскому удалось сделать то, что не удалось сделать Гоголю – совместить художественное воображение с Библейской Истиной, примирить свободу мысли и чувства с Божьим Заветом. Такой реализм, возведенный в высшую степень, мог быть принят только при абсолютной честности перед самим собой. Это, на мой взгляд, – главное качество Достоевского-человека, сделавшего из него Достоевского – великого писателя.

Достоевского многое роднит с Гете. “Страдания юного Вертера” предвосхищают страдания героев Достоевского (от Родиона Раскольникова до Ивана Карамазова), фаустовский размах является предвестником карамазовского безудержа.

Нельзя в юбилей Федора Михайловича Достоевского не вспомнить его современника – Льва Николаевича Толстого. По-видимому, только в России могли в одно и то же время подняться на ноги два таких титана мысли. Достоевский и Толстой – гении, но первый для меня еще и пророк, всевидящий и всевнемлющий, странник, исходивший в своей душе квадриллионы километров и жгущий глаголом людские сердца.

Достоевский напророчил “бесноватый двадцатый век”. “Глумятся бесы отчаянными словами” в литературе двадцатого века. Но мне думается, что время “бесноватости” осталось позади, и в новом тысячелетии наша подростковая национальная идея усвоит идеи высшего карамазовского братства Федора Достоевского.

Николай ПОДОСОКОРСКИЙ,
студент НовГУ
(журнал “Введенская сторона”, 2002 г., № 2, стр. 4)